.

ОБРАЩЕНИЕ Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Великого поста-2018 года

Дорогие отцы, братия и сестры, жители земли Казахстанской!

19 февраля Святая Церковь вводит нас в благодатные дни Великого поста. Наступает особое время, заповеданное нам Самим Господом, – время покаяния и воздержания, усиленных молитвенных подвигов и преумножения добрых дел, борьбы с грехом и утверждения в истинах православной веры.

«Поста время радостно начнем, к подвигам духовным себя побуждая, дабы удостоиться всем нам узреть всесвященные страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости»,– слышим мы звучащий в одной из первых великопостных стихир призыв отцов и учителей Церкви, вдохновляющий нас на прохождение великопостного поприща.

Святая Четыредесятница и дни Страстной седмицы готовят нас к встрече мироспасительного праздника Светлого Христова Воскресения и, вместе с тем, указывают нам идеал настоящей христианской жизни, в которой человек прежде всего ищет «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Через подвиг поста и молитвы мы полу­ча­ем возможность вернуться в естественное состояние человеческой природы, в которой тело подчиняется бессмертной душе, сердце свободно от греховных страстей, а разум руководствуется Божественным законом. Соблюдение Великого поста – наш ответ на призыв Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). К каждому из нас обращается любящий Господь, ожидая искреннего раскаяния, «ибо нет человека, который не согрешил бы» (2Пар. 6:36). Но на этом пути нас встречает немало препятствий, главное из которых – отсутствие осознания своей греховности – духовная слепота, при которой отчётливо видны малейшие проступки и ошибки ближ­него, а вот бревно в собственном глазу (см. Мф 7:4) не ощущается. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1:8), предупреждает нас апостол Иоанн Богослов. Вот почему так настойчиво в дни Четыредесятницы каждый верующий просит Господа в молитве преподобного Ефрема Сирина: «даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».

Ещё одно препятствие к истинному покаянию – это формальное, поверхностное восприятие таинства Исповеди. «Ныне многим из нас покаяние знакомо как обряд, как повинность, – сетует священномученик Пимен Верненский. – Без пользы совершается такое покаяние и без плода оно остаётся для души. Нам необходимо постоянное чувство, которое размягчало бы наши сердца, и направляло бы нашу мысль к Богу». Приступать к этому великому таинству необходимо с глубокой верой, с ясным пони­ма­нием того, что вот здесь, у Креста и Евангелия, в присутствии священника, твоим сло­вам внемлет Сам Христос. Господь принимает всякого искренне кающегося, как Милосердный Отец из евангельской притчи встречает возвратившегося с чужбины блудного сына. В эти священные минуты, когда «Христос невидимо стоит, принимая исповедание твое» не может быть места рассеянности, хладности или лицемерию. Особый вред душе приносит самооправдание, когда вместо сожаления о содеянном и смиренной молитвы о прощении греха, человек начинает искать извинение даже самым тяжёлым своим проступкам, перекладывать вину на ближних, сетовать на об­сто­ятельства или похваляться своими добрыми делами. «Грешить – зло, но еще тягчайшее зло – отпираться по совершении греха», – говорит святитель Иоанн Зла­то­уст, а преподобный Паисий Святогорец предостерегает: «Для Божественной благода­ти нет более сильного изолирующего материала, чем самооправдание». Поэтому за великопостной Литургией Преждеосвященных Даров всякий раз христианин просит Господа: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел гре­хо­в­ных» (Пс. 140:4).

«Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего» (Втор. 8:11), слышим мы предупреждающее слово Священного Писания. Тяжёлой болезнью современного мира является забвение Бога. Многие люди живут так, словно всё их бытие ограничивается лишь земным, материальным существованием, словно нет у них Небесного Отечества, словно не будет Страшного суда и вечной жизни. От этого недуга не застрахован ни один человек. Нераскаянность, леность к духовной жизни, отказ от благодатных даров Святого Духа, которые щедро дарит нам Христос в Своей Церкви через таинства Ис­по­веди и Причащения, рано или поздно приводят к охлаждению в вере, а порой и к её утрате. Признаками наступающего маловерия являются унылое состояние духа, обид­чи­вость на ближних, ропот на жизненные обстоятельства, страх перед завтрашним днём, нежелание молиться. Дни святой Четыредесятницы возвращают нам ощущение близости к Богу, Его реального присутствия в нашей жизни. Умилительные и строгие великопостные богослужения, воздержание в пище, сугубые молитвы и дела мило­сер­дия, чтение Священного Писания и уклонение от ненужных суетных занятий и разго­во­ров способствуют очищению души, делают зоркими наши духовные очи, и мы вновь укрепляемся в вере, обретаем радость истинного богообщения.

«Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), – обращается к нам Господь. Мы не можем избавиться от греховной тьмы и стать добродетельными христианами, если не будет у нас теснейшего общения с нашим Спасителем. Христос Сам открыл нам способ таинственного единения с Ним – это участие в Божественной Евхаристии. Не может жить физически человек без пищи и питья, точно так же не может он существовать без Тела и Крови Христовых. Сам Господь сказал о значении Причащения для верующего: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:55). Поэтому в предстоящие великопостные седмицы, очистившись покаянием, устремимся к Святой Чаше, чтобы приобщиться божественных, бессмертных и животворящих Христовых Таин.

Дни Великого поста – время преодоления эгоизма, замкнутости на себе и своих проблемах. Постараемся, укреплённые молитвой и воздержанием, обратиться к нуж­дам наших ближних. «Христос излучал непрестанно любовь и милосердие, и мы дол­жны непрестанно сеять вокруг себя ласку, добро, сострадание. Христос воскрешал мёртвых, и мы должны прилагать все усилия, чтобы будить, воскрешать спящие, а часто и усопшие души наших близких», – такое наставление даёт нам подвижник бла­го­честия приснопамятный митрополит Иосиф (Чернов).

Поздравлю православную паству Казахстана с началом Великого поста и призываю на всех благословение Божие и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.«В усердии не ослабевайтедухом пламенейтеГосподу слу­жи­те» (Рим. 12:11).

С любовью о Господе,

ГЛАВА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ 

АЛЕКСАНДР

  • Нектарий, Епископ Талдыкорганский, Викарий Астанайской Епархии
  • Геннадий, Епископ Каскеленский, Викарий Астанайской Епархии